Почему сейчас сложно управлять бизнесом, нацеленным на постепенное развитие? Как эффективно работать и планировать в переменчивое время? И какие навыки пригодятся в эпоху BANI? В этой статье мы собрали всю нужную инфу и даже пару лайфхаков по адаптации к новой реальности!
Всю историю предпринимательства можно разделить на 3 эры:
Эпоха SPOD (steady — устойчивость, predictable — предсказуемость, ordinary — простота, definite — определенность). Мир, существовавший до широкого распространения Интернета. Тогда еще можно было ответить на вопрос «Каким я вижу свой бизнес через 5 лет?».
Эпоха VUCA (volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность, ambiguity — двусмысленность). Начинается с 1980-х и тянется до пандемии Covid-19 в 2020-м. Все это время бизнес выживает в условиях бешеной конкуренции и больших ограничений.
Эпоха BANI. Этот концепт придумал и описал в своей статье футуролог Жаме Кашио. Он рассказал, как пандемия еще раз перевернула наше представление о мире и показала, насколько события могут быть хаотичными, а бизнес — хрупким.
• Brittle — хрупкость: нестабильность перешла на следующую стадию — ощущение, что все может рухнуть в любой момент.
• Anxious — беспокойство: страх перед настоящим и будущим на фоне нескончаемого потока плохих новостей.
• Nonlinear — нелинейность: отсутствие последовательности и логической связи между событиями, которое сбивает с толку.
• Incomprehensible — непостижимость: невозможность анализировать и прогнозировать будущее.
Как жить и работать в эпохе BANI?
Работать в цикле.
С трансформацией среды изменился и характер принятия решения руководителями. В эру SPOD цикл управления можно было описать как PDCA: plan — планирование, do — выполнение, check — проверка, act — корректировка. Все очень последовательно: первым шагом к открытию дела становились четкий план и длинный горизонт планирования.
Сейчас бизнесу нужно быстрее реагировать на происходящее в мире, а значит, планирование сменяется построением гипотез, которые тут же тестируются в реальных условиях. Теперь актуален более гибкий HADI-цикл: hypothesis — гипотеза, action — проверка гипотезы, data — получение результата, insights — выводы. HADI включает режим проб и ошибок, за счет которого стартапы понимают свои факапы еще на начальных стадиях, сохраняют связь с реальностью, а еще экономят кучу времени и денег.
Использовать Agile-подход.
Он помогает быстро подстроиться под перемены и нормально чувствовать себя на рынке во время турбулентности. Нужно только соблюдать эти правила:
• Фокус на клиенте. Все в команде понимают не только свои задачи, но и запрос клиента — так брейнштормы, воркшопы и тесты идей проходят эффективнее.
• Простая оргструктура. Чем проще, тем лучше. Так команда сможет сосредоточиться на цели, а не регламенте.
• Работа короткими циклами. Продукт не устареет к моменту выпуска, если тестировать его по ходу создания. Для этого нужно успевать в сжатые сроки завершать работу над какой-то частью его функционала.
• Системный фидбек. Этот пункт не только о тесте продукта и отзывах клиентов, но и об анализе каждого этапа работы, чтобы лишние действия выкинуть, а нужные — пофиксить.
• Апгрейд сотрудников. Нет микроменджменту! Больше полномочий – больше ответственности и лучше результат.
• Человечность. Понимание, что главной мотивацией для спецов могут быть не деньги, а самореализация. Замотивированная dream team работает быстрее и качественнее.
Прокачивать софт-скиллы.
• Заземление. Хрупкости мира помогает не бояться ощущение твердой почвы под ногами, которого можно достичь, до предела развив стрессоустойчивость.
• Эмпатия и умение сотрудничать. Прокачанный эмоциональный интеллект поможет работать в команде даже в очень стрессовое время.
• Гибкость. Горизонт планирования сокращается, вместо него теперь – способность адаптироваться и быстро развивать новые навыки.
Как думаете, какие еще навыки пригодятся стартапам в BANI-мире?